Все исторические битвы великие полководцы выигрывали только благодаря тому, что перечеркивали стереотипы, которым тупо поклонялись их супротивники, считавшие, что мир движется по неизменным законам, ими же и созданным. Действительно, где бы мы были, если бы не нашелся пятикантроп, подумавший, а кому нужен каменный топор, если под рукой есть железная руда? Наверное, сидели бы за каменными компьютерами. Потом появились сомневающиеся, предположившие, что энергия никуда не исчезает, что вода облегчает тело на величину выталкивающей силы, что каждая сила встречает равное противодействие, да и вообще все в мире настолько относительно, что прежде, чем поверить во всеобщее равенство и благоденствие, надо семью семь раз подумать. Тиранам во все века было удобно править народами, слепо верящими в установленные стереотипы, но прогресс все равно двигали люди, которым так и зудело влезть в действительность с вопросом «а почему?». Примером может служить Америка, в свое время собравшая тысячи «почемучек» Черепановых, Эдисонов, Линкольнов и Эйнштейнов, превративших дикую землю в образец для подражания. В каждой стране таких хватает, только бы вовремя их заметить и понять, и Украине самый раз этим бы заняться.
Почему у нас все дела для решения «перепихивают» в официальный суд? ЖЭКу не доплатили—в суд. ЖЭК не доделал—в суд. Обсчитали и обвесили—в суд. Объегорили на сделке—в суд. Ограбили и избили—в суд. Обругали и уволили—в суд. Недоплатили пенсию и хапнули зарплату—в суд. Менты и чиновники побили журналиста и аппаратуру растоптали—в суд. И так—куда ни кинь, все в судебной паутине. Да был бы суд как суд, это бы еще полбеды, а то превратили суд в монопольный отстойник, куда сливают все дела либо чтобы с плеч долой, либо криминал укрыть за стеной закона, либо погреть руки и судьям, и тем, кто им «жирные» дела подгоняет. А чтобы тень на плетень навести, разделили суды на ранги и категории—всякие районные, областные, аппеляционные, кассационные, хозяйственные и пр., а над ними еще и Верховный и Конституционный (это чтобы лестницу к истине удлинить), вроде бы одно дело делают, только называются по разному. Потому любая телепрограмма у нас показывает нулевое народное доверие к нашим судам, верят люди, что нет пока у нас судей без иномарок, «хатынок», счетов в банках, зато есть персоны без деклараций о скудных судейских доходах и расходах, да еще с неприкосновенностью, и у каждого в портмоне портрет судьи И.Зварыча, судейского идола, сумевшего за день «наколядовать» полтора миллиона.
Вот тут и возникает масса «почему?». Почему официальные суды занимаются делами, которые вполне могли бы решать другие институции, как государственные, так и общественные и хозяйственные и т.п., облеченные полномочиями? Скажем, проворовался ЖЭК, собирается собрание жильцов с представителями местной власти, факты предоставили?—ну и вперед! Постановили: украденное изъять у виновников из их счетов и доходов и вернуть громаде, а что надо добавить, так пусть прокурор расстарается. А если жилец недоплачивает—пусть громада решает, при консультации юристов, что с таким делать, а прокуратура и исполнительная служба это решение материализуют. Или, скажем, менты побили простого просто так, а у журналиста—аппаратуру ради удовольствия, так по жалобе пострадавших местные органы, представляющие громаду, разобравшись, обязывают руководство МВД в 24 часа уволить таких ментов с возмещением ущерба, а те, при желании, пусть обращаются в суд, пора им на себе ощутить, как приходится людям годами добиваться в суде защиты от их беспредела. И на таких монстров как Укртелеком можно найти управу, поймали их на том, что системно обсчитывают и унижают кабальными договорами рядовых представителей громады, представительские органы громады принимают решение о выселении всей этой банды со всеми потрохами за пределы своей территории, пусть в других местах ищут себе «лохов», а на их место всегда найдутся более порядочные. Это не только в духе времени освоения европейскими переселенцами американских прерий, это и в духе нашей ментальности, ведь было же время, когда запорожцы имели закон, по которому два казака, где бы они ни находились, имели право судить третьего, и был среди них порядок без волокиты. Тут кое-кто ухмыльнется, мол, законов у нас таких сейчас нет, так что все это фантастика. Ну, законы—это все то, что общество излагает на бумаге как свои чаяния, так ведь ничто не мешает обществу принять сейчас нужные законы, тем более, что с бумагой в стране напряженки нет, а насчет фантастики—это уже от личного восприятия зависит, вот в Америке и сейчас действует закон, по которому строго запрещается во время полета над Канадой выбрасывать оленей из окна самолета, и ничего, исполняют и не удивляются. А у нас ликвидирован институт «мировых» судей, которые всю «бытовуху» могли бы и сейчас решать стопроцентно и без волокиты, и никак не доведут до ума суд присяжных, самый демократичный и трудноподкупаемый, без которых наш суд вряд ли получит доверие народа. Почему так? Видимо, судейским очень не хочется делиться жирным куском, так легко сейчас получаемым.
И о такие « почему» мы спотыкаемся ежедневно и на каждом шагу, но ослепленные внушаемыми нам «надо», «положено», «так велено» и пр., их не замечаем, или оставляем без ответа. Вот некоторые примеры из жизни:
Почему вам назначают пенсию, исходя из средней зарплаты за 3 последних года, а не за сейчас? Ведь ясно же, что направлено это на уменьшение вашей пенсии, потому как 3 года назад зарплата была ниже, а инфляция сейчас гораздо выше, так что при таком подходе даже теоретически ваши доходы не догонят убегающий жизненный уровень никогда, а многие все еще верят обещаниям в завтрашнее изобилие. Так отчего бы за базу не принять зарплату за последние 300 лет? Тогда бы точно никто не смог бы перепроверить.
Почему у нас все время козыряют средними величинами? Неужели средняя температура по больнице ничему не научила? А все козыряют, мол, прибавка к пенсии составила в среднем 100 грн., скрывая за этим, что просто один получил 199 грн., а другой—1 грн., сложили и поделили на два, цифра привлекательная получилась, только один получил в 199 раз больше, чем остальные.
Почему трубим, что можем накормить весь мир, а гречку везем из Китая?
Почему в судах, когда кому-то выгодно, дела объединяют в одно дело, а не выгодно—дробят на миллион мелких дел? Живой пример—«Дети войны» по одиночке ходят в суды в поисках правды и выигрывают, но по одиночке, тратя тонны бумаги и миллиарды нервных клеток. Как-будто нельзя один раз принять судебное решение о безоговорочном исполнении принятого закона о льготах для всех семи миллионов «Детей войны» и на этом поставить точку. То же касается чернобыльцев, афганцев и других обойденных.
Почему в нормальных странах «Договор»--это добровольный акт о сотрудничестве и взаимоуважении, а у нас, скажем, с электросетью и с тем же Укртелекомом—это пистолет к виску, мол, подписывай, падла, и выполняй, что скажем, а не то...?
Почему дело убийцы—генерала Пукача рассматривают в закрытом режиме, как все сведения об НЛО? Неужели и там замешаны пришельцы с громкими фамилиями?!
Почему при том, что Ю.Луценко, Л.Кучме и Л.Черновецкому предъявляются абсолютно идентичные обвинения—«Превышение должностных полномочий», или что-то в этом роде, меры к ним применяются совершенно разные—Луценко томится в узилище, а те жируют на свободе? Уж лучше бы не позорились черноротые, что у нас один закон для всех.
Почему у нас мода на повышение цен и тарифов переростает в опасную манию?
Почему на каждом перекрестке трубят о гигантском росте числа рабочих мест (канувших в вечность), но не говорят—каких? Ведь менеджеры, брокеры, экономисты, юристы, консультанты, помощники, логисты, посредники и пр.—тоже рабочие места, но материальные ценности, определяющие уровень жизни и которыми мы пользуемся сообща, непосредственно создают такие «рабочие места» как комбайнер, пекарь и токарь. Вот бы и разъясняли конкретно—чего и сколько прирастает.
Почему мы имеем природные реки и море, а вынуждены купаться в сомнительных лужах, имеем чистейшие источники, а пьем отраву из кранов, имеем животворный воздух, а дышим гадостью?
И вообще, почему мы задумываемся о правде, только набив синяков о разного рода неправды?
Так вот, по количеству подобных «почему» и скорости их разрешения вполне можно судить, кто перед вами—цивилизованная страна, или ряженые дикари.