логин :
пароль :

Напомнить пароль? Регистрация

Правда об истории

Взгляд сквозь время  ]

        ПРАВДА  ОБ  ИСТОРИИ,  ИЛИ КАК  ЭТО БЫЛО НА  САМОМ  ДЕЛЕ.

ПРАВДА  ПЕРВАЯ.

                                                                                                                                                         

24 августа 2011г. Наша держава—Украина отмечала двадцатилетие своей независимости. Прочитав, прослушав и просмотрев информацию в Никопольских СМИ о событиях двадцатилетней давности, я пришел к выводу, что эти исторические  события освещаются явно однобоко, местные СМИ широко освещали все, что происходило с 19 по 24 августа 1991года в Москве, Киеве и в Верховной Раде Украины. А как же Никополь, неужели у нас ничего не происходило? Об этом информации в наших городских СМИ почти нет. А ведь 26 августа 1991года сессия Никопольского городского совета народных депутатов одной из первых в Украине официально поддержала Акт о независимости Украины, но что этому предшествовало и что стало толчком к такому решению, в местных СМИ почему-то умалчивается. Это уже становится традицией—публиковать только то, что угодно наверху. Вот и сейчас никто не знает, что в День Независимости Украины в Никополе проходило массовые мероприятие—протестный марш и митинг по инициативе никопольских организаций национально-демократических партий. Участники протестовали против политических репрессий, развязанных в Украине президентом  Януковичем и его кликой, и, как ни странно, к маршу присоединились и члены никопольской организации Партии регионов. Интересно, что—они тоже протестовали против политических репрессий, начатых их лидерами, и что на это скажут их партийные бонзы? Конечно же, недоразумение развязалось обычной кулачной потасовкой, после чего регионалы опомнились и исчезли, но об этом в местных СМИ так и не было сказано ни слова.

   На этом марше я встретился со своими друзьями Б.Кривчиком, В.Терзи и Г.Евдоченко, с которыми мы 20 лет назад были депутатами никопольского городского совета, принявшего историческое решение, мало того, были членами группы «Демократической оппозиции». Нас было около тридцати депутатов, противостоящих подавляющей коммунистической коалиции в 150 депутатов под названием, если не изменяет память, «Единство». Поругав наших историков и журналистов за забывчивость, мы вспомнили боевые дни нашей жизни, а бойцам было что вспомнить из «дел давно минувших дней»,но я поделюсь личными воспоминаниями, чтобы быть предельно объективным.

  19 августа меня разбудил звонок товарища по работе, он сообщил, что в Москве происходит что-то наподобие государственного переворота. Включил телевизор, а там балет «Лебединое озеро», в перерывах которого диктор зачитывал то «Обращение к советскому народу», то «Постановление номер 1 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП)».Я сразу сообразил, что это—коммуно-фашистский переворот и начал связываться со своими товарищами-депутатами. Уже к 12часам дня мы собрались возле горсовета и направили нашу делегацию к председателю горсовета И.Митченко с предложением о немедленном созыве депутатов для определения позиции совета, но нас не приняли  по причине то ли занятости, то ли отсутствия председателя. Тогда мы тут же выработали план наших действий на сессии горсовета 23августа, и план был такой: ни в коем случае не поддерживать ГКЧП, а руководствоваться только Конституцией и законами УССР и Декларацией о государственном суверинитете республики,    вывесить над зданием горсовета рядом с флагом УССР желто-голубой национальный флаг, решение сессии опубликовать в местной прессе и направить его в Верховную Раду для поддержки ее демократической деятельности. Вот с такими предложениями мы и вышли на сессию горсовета 23августа. Перед открытием сессии депутат от нашей демократической оппозиции Д.Неизвестный вышел к  микрофону и предложил почтить вставанием память трех парней, погибших в Москве в ночь на 21августа, вся наша группа встала, а все остальные депутаты оставались сидеть. И только после того, как Неизвестный во весь голос скомандовал: «Встать!!», медленно и как бы нехотя  поднялся председатель совета И.Митченко, а за ним и все остальные. Затем от имени группы «Демократической оппозиции» В.Терзи внес наши предложения как проект решения сессии, но сессия дружным голосованием проект провалила и даже не внесла его в повестку дня. Вот тогда наш депутат Б.Кривчик вышел к микрофону и от имени группы заявил, что мы наше решение самостоятельно отправляем в Верховную Раду и в республиканскую прессу с соответствующими комментариями, а в такой сессии принимать участие отказываемся, после чего вся наша группа покинула зал заседаний. Оставшиеся депутаты пытались протащить какое-то решение «ни нашим, ни вашим» ( а может и соглашательское), но без нас кворум не набрали, сессию пытались затянуть, послав гонцов за отсутствующими депутатами, но кворума все равно не вышло, поэтому сессию перенесли на 26августа. Ну, а к 26му       с ГКЧП уже разобрались, ситуация на сессии городского совета радикально изменилась, да и у коммунистического большинства поведение стало совсем иным. С информацией о провозглашении 24августа Верховным Советом Украины Акта о независимости Украины выступил председатель городского совета И.Митченко. Депутаты приветствовали его выступление аплодисментами и большинством голосов поддержали Акт о независимости.

   Прямых доказательств о том, что руководство Никополя все-таки поддерживало ГКЧП,  у меня нет, но факты говорят о том, что до 24 августа такая поддержка все же имела место. Сейчас многие из врагов независимости вдруг стали ее поборниками, сейчас это уже не опасно, потому-то такие «борцы» распинаются, как они боролись за независимость и сколько гигантского труда вложили в это благородное дело, ну да Бог им судья. Вот такие события, связанные с независимостью Украины, действительно происходили в Никополе 20 лет назад.

 

                                                  В.Климович, ветеран труда, ветеран НЗФ,

                                                                           Член ВО «Свобода».

 

ДВУХ   ПРАВД   НЕ   БЫВАЕТ.

  У истории имеются два странных свойства: во-первых, людям присуще  до мелочей помнить все, что происходило 20 веков назад, а события двадцатилетней давности затянуты сонным туманом, будто на короткие дистанции историкам память отшибает, а во-вторых, в истории писаной всегда оказывается героев больше, чем было на самом деле, и у нас желающих подержаться за историю вполне хватает. Логично, что сон разума порождает чудовищ, потому и появляются сбои в истории, когда переворот выдается за революцию, когда гитлеровские лагеря считаются изуверством, а такие же сталинские лагеря—исторической справедливостью. И есть у истории моменты, о которых очень точно сказал поэт: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Для Украины таким моментом можно считать события с 19 по24 августа 1991года, которые надолго, если не на века, определили дальнейшую судьбу целых государств, и чтобы не пустить историю по ложному пути, описывать такие  моменты надо точно и объективно, что я и постараюсь сделать.

   19 августа 1991 года мне надо было пораньше прийти на работу (я тогда работал заместителем директора АТП), поэтому с утра не включал радио и телевизор, и только на работе узнал о  перевороте в Москве, организованным Государственным Комитетом по Чрезвычайному Положению (ГКЧП). Все работники были встревожены, работа шла еле-еле, люди не понимали, что происходит, и никто не верил, что Горбачев недееспособный, но все средства информации были заблокированы. Вскоре всех руководителей собрали вместе, и неизвестная личность предложила нам подписать документ о полном согласии с ГКЧП и готовности выполнять его Постановления номер 1 и прочих указов, намекнув, что неподписание будет для каждого чревато неприятностями. Не хочется говорить о других, тут дело совести каждого, я же написал в подписном листе : «Считаю ГКЧП неконституционным и выполнять его приказы отказываюсь», под чем и подписался под явно недовольным взглядом директора. Просто я не мог поступить иначе и предать своих товарищей, ведь я в то время был еще и депутатом городского совета, да еще и одним из трех координаторов (с В.Климовичем и В.Терзи)  депутатской «Группы демократической оппозиции» (первой в истории Никополя, а то и Украины). Нас было 28 депутатов из двухсот, противостоящих абсолютному коммунистическому большинству, разных по возрасту, профессиям и убеждениям, объединенных в едином желании свободы и демократии. Мы быстро связались между собой и встретились возле горсовета для выработки единой позиции, к председателю совета  нас не пустили, как потом оказалось, там шло совещание партийной, административной и силовой верхушки города по типичному вопросу «что делать?». Похоже, решения они так и не приняли, решив перепихнуть его на сессию городского совета, намеченную на 23августа, нам же решение было принять необходимо, чтобы было с чем  выйти на сессию.  Справедливости ради надо признать, что не все наши братья по оппозиции приняли участие в выработке и принятии решения, нашлись и такие, которые примкнули к большинству депутатов и руководителей города, предпочитающих отсидеться в кустах, пока не прояснится с ГКЧП, чтобы потом примкнуть к победителям. И вот что мы решили: Признать ГКЧП вне закона и не подчиняться его приказам, признать на территории Украины действие исключительно Конституции Украины и ее законов, запретить передвижение войск на нашей территории, всю милицию подчинить местным советам, разрешить повсеместно свободу митингов и демонстраций и т.п., решение сессии на этот счет опубликовать в местных СМИ с призывом к городу поддержать его и направить в Верховную Раду как мнение города. После чего разошлись по своим округам, проводя разъяснительную работу и призывая жителей к протестным акциям вплоть до силовых. В тот же день под стены горсовета пришли и члены РУХа, их было не так и много в то время (И.Олийнык, О.Андрусенко, В.Буштаренко, К.Зубарев и др.), но они принципиально пришли с флагами, которые позже стали государственными, за что тогдашний секретарь горкома партии даже пальчиком погрозил им из окна горсовета.

   События в стране мелькали как в кино, мы с нетерпением ждали открытия сессии, чтобы внести в них свою лепту, и вот настало 23 августа. В самом начале сессии по решению нашей группы выступил координатор В.Терзи и внес наше решение на обсуждение депутатов, но абсолютным большинством предложение было отвергнуто и даже не внесено в повестку дня сессии. Мы были готовы к этому, поэтому сразу же к микрофону вышел координатор Б.Кривчик и зачитал заявление «Группы демократической оппозиции», в котором в самой категорической форме было сказано, что в таком случае наша группа самостоятельно направляет свое решение в Верховную Раду и в центральные СМИ с соответствующими комментариями, а с такой безликой сессией ничего общего иметь не хочет, а посему мы покидаем сессию и призываем  присоединиться всех здравомыслящих. После чего дружно покинули зал заседаний под насмешки и улюлюкание депутатов, к нам присоединился лишь простой преподаватель музыки Б.Ф. Бабенко. Оставшиеся депутаты пытались после нашего ухода принять какое-то решение, созвучное с выступлением Л.Кравчука, призвавшего  народ отнестись к ГКЧП тепло и «зважено», но без нас кворума у них не получилось, послали гонцов за всеми болящими и отдыхающими депутатами, но кворума так и не наскребли, пришлось переносить сессию на 26 августа. Заметьте, не на 24-е, как требовала обстановка  и как решили оперативно народные депутаты в Киеве, а на 26-е, чтобы не переводить себе выходные дни.

   К 26-му с ГКЧП было уже покончено без нашего участия, но те успели и следы замести, к примеру, сообщили нам по секрету, что к 24-му подготовлен массовый выпуск единственной городской газеты «Никопольская правда», полностью посвященный всенародной поддержке ГКЧП с подписями всех городских служивых авторитетов, мы 25-го с утра бросаемся в типографию, а там нам—опоздали, мол, ночью приезжали четыре молодца в штатском, спалили все 40тыс. экземпляров газеты, а пепел развеяли. Так же таинственно исчезли и подписные листы в поддержку ГКЧП с подписями всех начальников, никто за собой такого не вспомнил, и уже позже нам по секрету сообщили, что некоторые из нас были в списках  на арест к 25-му числу, но и эти списки растаяли. А тогда мы в состоянии некоей эйфории пришли на сессию горсовета, гордые тем, что не прятались и не стали на колени, но не успели и усесться как следует, на трибуну выскакивает некий шустряк и радостным голосом призывает депутатов всем как один поддержать еще позавчера принятый Верховной Радой Акт о независимости Украины, что депутаты и сделали без видимых усилий. Досадно немного стало, что депутаты так быстро забыли, что это пункты нашего решения в Акте учтены практически все, мы понимали, что низкий уровень политической культуры просто вынуждал депутатов голосовать по мановению руки тогдашних чечетовых, но как-то неудобно было смотреть на вполне взрослых людей, с восторгом сегодня глотающих то, что еще три дня назад с остервенением топтали и  освистывали.

По разному смотрится двадцатилетнее прошлое, это естественно, понятно и то, что из безопасных кустов история смотрится несколько иначе, чем с рискованных баррикад, но ведь и какая-то мера должна быть, хотя бы в части изложения фактов. Вот вызывает некоторое удивление воспоминание М.Жуковского о тех роковых днях 19-24-го августа в одной из никопольских газет. По тону изложения можно судить, что для него 19августа—это был обычный рабочий день «запарки», ведь полным ходом шла подготовка к сессии горсовета 23-го августа, а тут какой-то ГКЧП не к месту, только отвлекает на прослушивание новостей, и воспринимается ГКЧП им как обычная политическая напряженность, а то, что кворума не набралось на сессии 23-го, так это просто значительная часть депутатов отсутствовала (поленились, наверное), а не потому, что «Группа демократической оппозиции» своим уходом сорвала сессию, не дав депутатам принять соглашательское решение, за которое сегодня было бы стыдно перед потомками. Да и докладывая о своем решающем вкладе в дело независимости, мог бы взять в пример того же Левия Матвея, постоянного спутника Христа, не позволявшего себе в своих описаниях чего-нибудь типа «как-то шли мы с Иисусом и все советовались…». Конечно, честь и хвала нашему историку за инициативу украсить здание совета мемориальной доской о тех знаковых днях, но не мешало бы напомнить ему, что если бы тогда он и другие депутаты поддержали  наше решение, то на мемориальной доске сейчас датой принятия Никополем независимости Украины значилась бы не 26-е, а еще 23-е августа 1991года, вот тогда мы действительно были бы первыми в Украине.

      Потом для украинцев был двадцатилетний путь ошибок и потерь: сперва выбрали президентом Л.Кравчука вместо В.Черновола и потеряли все свои сбережения, затем выбрали Л.Кучму вместо А.Мороза и потеряли демократию, получив взамен головорезов в милицейской форме, потом выбрали В.Ющенко, потеряв веру в любую власть, но обогатившись знаниями о пчелах, сейчас снова выбрали и все выглядывают в окошко, где оно—улучшение жизни уже завтра. Все это было, но…потом, а вначале было то , что описано выше, мудрость народа говорит, что начало определяет будущее, так что забывать начала нельзя, а не то заблудимся в истории.




Прислать новость
Если Вы узнали что-то очень важное и хотите чтобы об этом узнали все - присылайте эту новость нам.
Разместить новость
 
Читайте также :

Просмотров: 174 Распечатать

Комментарии:
Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 



Ваше мнение
Нужна ли Вам свобода слова?

Да, нужна
Нет, не нужна
Затрудняюсь ответить